Выставка

18.12.2019
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Лучо Фонтана: прорыв во времени и в пространстве
Пресс-служба МАММ

При участии фонда U-ART в Мульдимедиа Арт Музее в конце ноября 2019 года открылась первая масштабная ретроспектива итальянского художника Лучо Фонтаны в России. Экспозиция, занявшая четыре этажа музея, включает работы разных периодов — живопись, графику, скульптуру, керамику — дающие достаточно полное представление о творческом методе художника и его эволюции. Экспонаты предоставлены фондом Лучо Фонтаны, итальянскими музеями и частными коллекционерами.

Организация выставки стала еще одним важным этапом развития русско-итальянского сотрудничества в сфере культуры. МАММ связывают с Италией давние дружеские отношения, благодаря которым в 2011 году в стенах музея была показана крупная ретроспектива Арте повера, одного из самых ярких авангардных течений послевоенной Европы. Знакомство с искусством Фонтаны, которого наряду с художником Альберто Бурри нередко называют предшественником Арте повера, расширяет представление московской публики о художественный сцене Италии второй половины XX века.

 

Работы художника кажутся сегодня абсолютно современными, однако его творческий путь берет начало около века назад, в 1920-х. Сын скульптора, начавший обучение в мастерской отца в Аргентине, в первые годы своего становления Фонтана испытал сильное влияние Александра Архипенко, Аристида Майоля и Адольфа Вильдта, в классе которого он учился в Академии Брера в Милане. Позднее Фонтана вспоминал: «Я работал под руководством великого учителя, меня считали лучшим студентом курса. Сам Вильдт неоднократно говорил мне, что я продолжу его линию в искусстве. Вместо этого, как только я вышел из стен Академии, я взял массу гипса, придал ей примерные очертания сидящего человека и бросил в нее смолу. Именно так, действуя инстинктивно и даже агрессивно. Вильдт был недоволен, но что я мог ему сказать? Я очень уважал его, я был ему благодарен, но мне было интересно найти новую дорогу, дорогу, которая была бы только моей».

Пространственная концепция. 1962 Холст, масло, дыры, граффити

На поиск собственного пути ушло не одно десятилетие. В 1920-е годы Фонтана балансирует между экспрессионисткой выразительностью фигуративных образов и абстрактными экспериментами, связанными с увлечением архитектурой Ле Корбюзье и русским конструктивизмом. В 1937 году во время поездки на всемирную выставку в Париж Фонтана знакомится с лидером движения Дада Тристаном Тцара и скульптором Константином Бранкузи, видит работы Пабло Пикассо, посещает знаменитую Севрскую мануфактуру, в лаборатории которой он создает серию керамических произведений. 1940-е годы становятся решающими для формирования творческого метода художника. Вернувшись в Аргентину, он полностью посвящает себя работе с пространством и абстрактными формами. Продолжая традицию итальянского футуризма, Фонтана становится автором нескольких художественных манифестов. В первом из них —“Manifesto Blanco” («Белом манифесте») содержится призыв к преодолению границ традиционных жанров и видов искусства «живописи, скульптуры, поэзии и музыки» и включению в орбиту художника таких областей, как наука и техника, к использованию в творчестве различных медиа.

Рыбак с гарпуном. 1933-1934
Бронза

В 1947 году после возращения из родной Аргентины в Италию художник выпускает «Первый манифест спациализма» (Primo Manifesto dello Spazialismo). Его новые тезисы обобщают и подхватывают идеи, которые отчасти содержались уже в предыдущем манифесте. Фонтана убежден, что «художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства». Фонтана воодушевлен оптимистичной атмосферой послевоенной Италии и твердой верой в прогресс, его влекут новые рубежи науки и технологии. Фонтана убежден, что традиционный художественный язык устарел, назрели трансформации, и он сам непрестанно меняется — экспериментирует с материалами и формами, борется с академизмом и любыми разграничениями, преобразует и объединяет живопись со скульптурой. Рождение знаменитой серии «Пространственный концепт» в 1949 году является одним из ярчайших результатов этих экспериментов. Пронзая холст, то есть основу живописной культуры, художник отметает перегородки и отменяет различия между жанрами, устремляясь в бесконечность: «Я проделываю дыру, бесконечность просачивается с другой стороны, живопись тут не нужна».

Работы, представленные на выставке в МАММ, позволяют проследить, как на бумаге, наклеенной на холст, появляется первый вихреподобный узор из проделанных шилом отверстий, как концепция развивается, дыры становятся более упорядоченными, холст цветным и, наконец, совершается «прорыв в пространство» — появляется знаменитый цикл разрезы (“Tagli”), прекрасный и вызывающий в своей простоте. Его замысел возник в 1958-м, интенсивно развивался на протяжении всего последующего десятилетия и оставался на повестке до конца жизни Фонтаны.

К «Разрезам» он пришел в возрасте 59 лет, по итогам долгих, волновавших его еще с 1920-х годов размышлений и многонаправленных поисков новых форм искусства — и в живописи, и в скульптуре,— которые смогли бы выразить абсолютную творческую свободу. Фонтана — автор ряда тотальных инсталляций, воплощающих это его стремление. За одну из них — лабиринт из белых холстов с разрезами, построенный с помощью архитектора Карло Скарпы в 1966 году, Фонтана награжден гран-при Венецианской биеннале. Получив признание при жизни, Фонтана продолжал художественные поиски до последнего дня.

Отвергая академическую художественную традицию, он нередко вступал в диалог с различными эпохами истории искусств, как, например, с барокко в своей знаменитый серии керамических распятий, занимающих важное место в экспозиции в МАММ. Творчество Фонтаны, абсолютно уникальное по своей природе, кажется нам близким и понятным, по сути, продолжая традиции и эксперименты авангарда начала XX века и выводя их на новый уровень.

Распятие. 1948
Керамика, цветная глазурь

 

Текст: Ольга Муромцева