Event

29.11.2018
(Русский) Страсть Дон Кихота и тембровая роскошь Пиросмани
(Русский) Открытие юбилейного фестиваля Vivacello. Московский концертный зал «Зарядье»

(Русский) ФЕСТИВАЛЬ VIVACELLO ПРОШЕЛ В ДЕСЯТЫЙ РАЗ

Нет сомнения, что он стал одним из лучших форумов академической музыки и экспериментальных мультимедиажанров в России. Виолончелист Андрианов и историки искусств с безупречной репутацией на артрынке и в бизнесе Ивета и Тамаз Манашеровы (U-ART) счастливо нашли друг друга. Нашли в аэропутешествии, пересекая параллели и меридианы, возносясь над временем и пространством. Этот знаменательный факт позволил превратить Vivacello в самом деле в событие планетарного масштаба, не в отчетный парад гастрольных звезд, а в интеллектуальный роман, место встречи многих искусств и даже в образ широчайшего гостеприимного застолья, так радующего глаз на картинах любимого художника Манашеровых Нико Пиросмани.

Кстати, благороднейший охристый, серебристый, терракотовый с вкраплением лазурита и киноварных капель цвет грузинского застолья картин Пиросмани определял для меня сразу два музыкальных впечатления нынешнего Vivacello. Это мировая премьера «T–S–D» («Лад») Гии Канчели и финальная поэма Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Истовость и искренность, неуемность души Нико Пиросманишвили словно преобразили звучание всех тем и аккордов. Совпадение лирического героя с образом чудака–гения, что открыл человечеству силу воображения, (Дон Кихот) и мудрость радоваться неспешной красоте вещей (Пиросмани) явились формулой двух великих опусов,  мультимедиаперформанс дуэта Deep Strings.

…Первый концерт 11 ноября задал тон фестиваля: сто виолончелей на сцене под руководством ученика великого Ростроповича Давида Герингаса…

В параллельной программе 22 сентября в медиацентре парка «Зарядье» классические инструменты участвовали в джеме с электроникой и синтезаторами. В программе LiveMoments интерпретировали Иоганна Себастьяна Баха и любимца Vivacello Джованни Соллиму. А 21 ноября в малом зале МКЗ «Зарядье» после исполнения прелюдий шести сюит Баха музыканты отзеркалили джазовые отражения виолончельных сюит Иоганна Себастьяна. Авторы опуса — Леонид Винцкевич и Борис Андрианов. Бах не чопорный прелат, а тоже в чем-то азартный и озорной Дон Кихот! Точное напоминание!

Выступление Фестивального оркестра виолончелистов на открытии юбилейного Vivacello

Вторая тенденция фестиваля — участие лучших из лучших, премьерные сочинения. Все вместе: феноменальная лаборатория ЗВУКА самой высшей пробы. Первый концерт 11 ноября стал апофеозом темы. Сто виолончелей на сцене под руководством ученика великого Ростроповича Давида Герингаса. Исполняются хиты от Перголези, Генделя, Масканьи до «Серенады лунного света» Гленна Миллера, «Чая на двоих» Винсента Юманса. Сотня девушек и парней, а также небольшое количество опытных наставников творили невозможное. Они доказали, что оркестр ста челлистов играет не менее объемно, глубоко, полнозвучно и красиво, нежели традиционный коллектив. Такой тембровой  роскоши и неги, в которые хотелось погружаться бесконечно, припоминаю лишь у любимого Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Однако там разные группы инструментов. А тут вроде заданный диапазон звука. Подобные расширения возможности виолончели это уже не аттракцион, но исследование. И Давид Герингас подтвердил вдвойне и музыкантское и профессорское звание. Гимн ста виолончелей (переделанный из опуса для 12 инструментов) Юлиуса Кленгеля звучал словно в честь дорогого нашего профессора Давида!

…Гости рассаживаются, и песня рождается. Но это лишь момент рождения, где важна не динамика, не мотив, а драгоценная озвученная тишина…

Совсем новая лаборатория звука была явлена в первом отделении с двумя премьерами. Концерт Сильвии Коласанти (солировал Давид Герингас с оркестром «Новая Россия», дирижер Филипп Чижевский) как-то таинственно ассоциируется с известным минималистским объектом 1990−х годов «Бетонный слепок дома» Рейчел Уайтред. Трансгрессия отсутствия. В бетонном слепке были все следы от рам, карнизов, плинтусов, дверей, но самих дверей и комнат не было. Это был куб, принявший форму поверхности отпечатка дома. Так же и с музыкой Коласанти. Мы мечемся в каком-то запаянном объеме стеклянного скрежещущего звучания. Виолончель разрезает поверхности стекла смычком как автогеном. А события нет. Ведущий Артем Варгафтик точно сказал, что это об ожидании события в современной культуре. Важная и замечательная тема мобилизации всех наших способностей познания. Концерт Гии Канчели (с теми же оркестром и дирижером, солировал Борис Андрианов) — это другие слепки и паузы. Это памятник тем паузам, что запечатлены между рядом бутылей и блюд на серебряных скатертях Николо Пиросманишвили. На стенах висят музыкальные инструменты Гости рассаживаются и песня рождается. Но это лишь момент рождения, где важна не динамика, не мотив, а драгоценная озвученная тишина, смакование мгновения речи. Ведь что такое «T–S–D»: тоника, субдоминанта, доминанта — три ступени лада… Посвящение — три ступени лада. То есть это не просто основа музыкальной речи, а то, чего искали авангардисты в своей фонетике театра — через первомодули речетворчества выявить пластику лично пережитого пространства. Услышать речь до речи. Опус Канчели воспринимается молитвой, даже немного окуджавовской по своему смирению проповедью.

Однако в отличие от предыдущих опытов Гия Канчели обязал нас обратить внимание на намеренно акцентированные продолжительность и репетитативность. И вот я о чем подумал. Гия Канчели — великий композитор.

Он чутко реагирует не только на минимализм прошлого, но и на новейшие искривления киберпространства наших сгенерированных на компьютере миров. Тогда эта длительность, репетитативность — знаки общения с новым, разреженным, как точно сформулировала Юлия Бедерова, пространством мысли: ершистым, разъятым, оголенным, незащищенным. Словно созданный уже в виртуальным измерении киберчертеж волей композитора приказали оживить здесь, в мире любви и сострадания. Подлинных, а не симулятивных. Нежданно-негаданно новый «T–S–D» Канчели оказался для меня причастен самому молодому тренду современного искусства «постинтернет». Я жажду слушать его снова и снова!

Юбилейный фестиваль подарил зрителям невероятные впечатления

Играющие традиционные квартеты и квинтеты мастера молодого поколения тоже вводят нас в иные лабораторные цеха. Еще в 90−е годы на разных фестивалях встречались Максим Рысанов, Борис Бровцын, Борис Андрианов, Юлиан Рахлин… И их исполнение Рахманинова, Шуберта воспринималось эталонным. Сегодня к ним присоединилисьтридцати-двадцатилетние Филипп Копачевский, Кристоф Барати, Данжуло Ишизака, Анна Кошкина, Александр Рамм, Василий Степанов, фантастический Эдгар Моро…

Французский виолончелист Эдгар Моро на 284 года младше инструмента, на котором играет

Ритм стал другой, время спрессовалось, психологизм и индивидуальные эмоции повсеместно уступают место чуткости вселенского реагирования. Чуткость и отзывчивость, умение быть подвижным и недогматичным, — вот вам вызов сегодня. И ансамбли показали это филигранно. Они снова предъявили классическую музыку как премьерную, не потеряв ни йоты в ее насыщенности, красоте, слоистости смыслов. Вроде так, а по-другому…

Помню, лежит у меня эталонный диск тройного концерта Бетховена с Ростроповичем, Рихтером, Ойстрахом и Берлинскими филармониками (дирижер Караян). На обложке картина Джорджоне «Три философа». Сейчас этот же опус исполнили Алексей Володин, Юлиан Рахлин, Эдгар Моро, РНО с дирижером Дмитрием Юровским.

Если у великих стариков состоялся диспут жрецов, то сейчас это великолепный мондиаль, после которого мокрую виолончель Моро хочется выжать как майку футболиста. Однако ни в тонкости, ни в красоте, ни в философских максимах о сути аффектов старой музыки исполнение XXI века не потеряло. Оно утратило тяжесть разговора по последним понятиям и приобрело неожиданную легкость и даже аутентичность. Сапоги-скороходы новой культуры проживания хронотопа снова поднимают нас над странами и временами и делают куда ближе к более матовому, изящному, барочному даже образу этого концерта, который был написан на самом рубеже столетий — в 1803 году!

На закрытии фестиваля прозвучал «Дон Кихот» Штрауса в исполнении солистов Сары Макелрави и Бориса Андрианова. В роли чтеца выступил Артур Смольянинов

Наконец, третья тенденция фестиваля Vivacello — расширение географии. Помимо всеми любимых Концертного зала Чайковского и Мультимедиаартмузея, в этом году добавился как главная площадка стильно сделанный и с хорошей акустикой МКЗ «Зарядье», а также Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга, Тбилисский концертный зал и даже Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям имени В. Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения Москвы. 7 ноября там был сыгран концерт и проведен мастер-класс для тех детей, которые не могут покидать пока больничные стены. VIVA Vivacello! Ждем, чтобы театральное участие было более изобретательно в диалоге с музыкой!

Текст: Сергей Хачатуров
Фото: Евгений Евтюхов, Денис Кузнецов

Gallery