Событие

05.04.2018
В Третьяковской галерее научным сотрудникам вручили стипендии фонда U-Art: Ты и искусство

3 апреля прошла II церемония вручения грантов фонда в рамках программы поддержки науки в ГТГ.
На конкурс 2018 года было подано девять заявок. Круг научных интересов сотрудников Государственная Третьяковская галерея оказался очень широк – от деятельности художников Василия Верещагина и Ильи Репина в США, Александра Дейнеки – в Италии, до коллекции советского искусства Петера и Ирены Людвиг в Германии и культурных связей США и СССР в 1950–1980−е годы.

Заявки на участие в программе рассматривались экспертным советом, в который вошли генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, заместитель генерального директора по научной работе Татьяна Карпова, советник генерального директора Фаина Балаховская, заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности Марина Эльзессер, ученый секретарь Татьяна Юдкевич, а также соучредитель фонда U-ART, искусствовед Ивета Манашерова.

Василий Верещагин и Илья Репин в США – это темы двух исследований, получивших грант фонда U-Art: Ты и искусство. В этом году из 9 заявок были отобраны две. И обе несут в себе черты детективного расследования.

Стипендиатами стали: Светлана Капырина и Елена Рыскунова. Тема их исследования посвящена связям Василия Верещагина и США, о которых нашей науке почти ничего не известно. В Америке художник провел в общей сложности 3 года, в том числе, сопровождая свое выставочное турне, проходившее с огромным успехом. В американских коллекциях хранится около 100 его произведений, многие из которых мы даже не знаем. Предварительные работы исследователей говорят о большом корпусе уникальных документов и фотографий (таких как переписка с Ф. Рузвельтом и единственные сохранившиеся фотографии экспозиций выставок, дизайна самого Верещагина), способных расширить наши представления о творчестве художника.

Тема работы второго стипендиата, Софьи Аксеновой, связана с Америкой и фигурой Ильи Репина. Исследование – часть работы над монографической выставкой художника, запланированной на 2019 год. В отличие от Верещагина, Репин в Америке не бывал. Но именно он считался главным представителем русского искусства XIX века в США, работы Репина широко выставлялись еще при его жизни и о нем выходили исследования. Несколько знаковых картин художника также хранятся в США. А в Принстонском университете сохранился даже анимационный фильм, снятый по мотивам картины «Запорожцы». Американские архивы содержат письма и документы, связанные с наименее исследованным, последним периодом жизни Репина. Стоит упомянуть знаменитый Бахметьевский архив, уникальное собрание документов русской эмиграции, в котором хранится блок переписки Репина 20−х годов.

Мы поздравляем стипендиатов, желаем им осуществить в своих поездках все задуманное и с нетерпением ждем результатов этой важной и интересной работы. Большое спасибо Государственная Третьяковская галерея за огромную научную работу в сфере всестороннего изучения русского искусства, без которой немыслимо развитие всей российской культуры.

*Подробнее о гранте на сайте фонда: https://goo.gl/znvvzh

 

Галерея